Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
ДОУ № 76 имеет два здания, построенные по типовому проекту: двухэтажные, кирпичные. Территория ограждена, озеленена, оформлена цветниками. Оборудованы 2 спортивные площадки. Каждый групповой участок оснащен малыми игровыми формами и теневыми навесами, озеленен, имеет тропы здоровья, мини огороды. На асфальтированном покрытии нанесена разметка по правилам дорожного движения и для организации подвижных игр.
В учреждении имеются отдельные помещения:
- кабинет заведующей;
- 2 методических кабинета;
- 3 кабинета учителя – логопеда;
- 2 кабинета педагогов-психологов;
- 2 медицинских блока (медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет);
- 2 пищеблока;
- 2 музыкальных зала;
- 1 спортивный зал;
- 15 групп.
Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей;
- возможность самовыражения детей.
При организации образовательного пространства учитываются требования:
- насыщенности в соответствии с возрастными возможностями детей;
- трансформируемости среды;
- полифункциональности материалов;
- вариативности;
- доступности;
- безопасности.
Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН. Создана обстановка, которая обеспечивает психологически комфортное пребывание детей в детском саду.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал
В нашем детском саду созданы условия для полноценного развития детей по образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Для этого оборудован музыкальный зал (зал для проведения музыкальных занятий и мероприятий). Здесь проводятся музыкальные занятия, досуги, праздники и развлечения, занятия по театрализованной деятельности, хореографии. Для удобства и координации работы мероприятий, зал работает по графику (первая половина дня - музыкальные занятия в соответствии с образовательными программами; вторая половина дня – кружковая работа).
Кабинет учителя- логопеда
В ДОУ созданы условия для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи): логопедический кабинет оборудован необходимым дидактическим, наглядным материалом, методическими пособиями и пр. В кабинете имеется необходимая мебель: столы, стулья, настенное зеркало, демонстрационная доска и др.
Кабинет педагога - психолога
Важной составляющей в работе педагога-психолога ДОУ является оснащение предметно-развивающей среды в кабинете. Предлагаемый материал поможет начинающим специалистам организовать свое рабочее пространство в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Правильно организованная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для организации всей психолого-педагогической работы в целом.
Наличие оборудованных библиотек
В ДОУ №76г.Липецка в методическом кабинете оборудована библиотека с методической, научной и периодической литературой. Представлены репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. В фонде методической литературы ДОУ есть подписные издания: «Управление ДОУ», «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Справочник руководителя ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Инструктор по физкультуре», «Современный детский сад», «Здоровье дошкольника».
В каждой возрастной группе оборудованы зоны для развития познавательно-художественных способностей ребенка, где представлена разнообразная детская литература.
Ничего не найденоНаличие оборудованных объектов спорта
В детском саду функционируют: 1 спортивный зал, 1 музыкально- спортивный зал, 2 спортивные площадки на территории организации. В каждой возрастной группе оборудованы зоны для развития спортивных способностей детей.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В ДОУ № 76 г. Липецка созданы все условия для полноценного развития детей. Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса соответствуют ФГОС ДО, требованиям СанПиН, реализуемой образовательной программе детского сада.
Для осуществления образовательной деятельности используются различные средства обучения и воспитания.
1. Предметно-развивающая среда:
- игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры;
- спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
- музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.;
- театральные уголки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;
- конструкторы;
- игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др.
- наглядные материалы: муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др.
- дидактический материал (в том числе раздаточный материал).
2. Технические средства обучения
- интерактивные доски, ноутбуки, мультимедийное оборудование, планшеты, музыкальные центры
- звуковые средства: аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки;
- экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации
3.Учебно-методическое обеспечение - учебные пособия, методические разработки
4. Художественные средства · предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др.
5. Средства наглядности (плоскостная наглядность) · плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр.
6. Средства общения: вербальные средства (речь); невербальные средства - визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
- учет возрастных и психологических особенностей детей;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения;
- учет дидактических целей;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, типа и структуры занятия;, количества детей, интереса детей, конкретных образовательных задач, особенностей личности педагога, его квалификации
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ДОУ создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
Информационная база оснащена:
электронной почтой;
выходом в интернет;
разработан и действует официальный сайт ДОУ № 76 г. Липецка
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Учреждение оснащено необходимыми электронными образовательными ресурсами и техническими средствами, которые позволяют использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе:
системы, позволяющие сохранять информацию (флеш-карты, диски);
мультимедийные продукты: электронные игры, дидактические видеосюжеты, презентации, конспекты;
мультимедийный проектор, экран, ноутбук, принтеры, сканеры.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Информационные системы, к которым имеется доступ: БАРС; 1С; Web-бюджет; АЦК – госзаказ; Консультант+, портал «Госзакупок»
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ:
C введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача: пересмотра приоритетов профессиональной деятельности, формирования или актуализации умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.
Сегодня незаменимый в работе компьютер должен активно использоваться педагогом для организации образовательной деятельности с детьми, оформлении календарных и перспективных планов, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Воспитательно-образовательнй процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника;
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;
- реализацию проектов;
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Средства ИКТ в детском саду:
- интерактивная доска,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- принтер,
- видеомагнитофон,
- телевизор,
- магнитофон,
- фотоаппарат,
- видеокамера.
Как же ИКТ могут помогают современному педагогу в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- исследовательский характер;
- легкость для самостоятельных занятий детей;
- развитие широкого спектра навыков и представлений;
- возрастное соответствие;
- занимательность.
Классификация программ:
- развитие воображения, мышления, памяти;
- говорящие словари иностранных языков;
- простейшие графические редакторы;
- игры-путешествия;
- обучение чтению, математике;
- использование мультимедийных презентаций.
В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что новые средства специального образования, основанные на использовании информационных технологий должны дополнять, но не вытеснять традиционные. Они обладают строго определенными функциями в образовательном процессе и используются на определенных этапах работы. Но, тем не менее, современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Ведь использование в работе педагога мультимедийного проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет, помогает делать образовательный процесс более разнообразным, интересным, увлекательным и индивидуальным. И так же ни в коем случае нельзя забывать и о живом общении.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
- Обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада: при входе на территорию через калитку;
- Безопасный путь движения по территории;
- Выполнены в одном уровне пересечения проезжей части с тротуаром;
- Непосредственно перед входом в задание – тактильно-визуальная табличка с информацией о назначении здания;
- Входные двери с расширением проёма;
- При входе в здание установлена тактильная полноцветная мнемосхема, информация на которой дублирована шрифтом по системе Брайля;
- Видеонаблюдение на территории детского сада и внутри здания;
- У входов в здание установлены пандусы.